Главная - Интернет-бизнес
Сша вертолеты. Американские военные вертолеты. Названия, описания и характеристики Agusta A129 Mangusta. Италия

Американские военные вертолеты являются одними из лучших вертолётов в мире.

С 1942 года американские военные использовали тысячи вертолетов для разведки, транспортировки и боевого обеспечения. Разработанные в 1930-х годах и используемые в военных действиях десятилетие спустя, главное отличие вертолета от самолета — лопасти, для вертикального взлета и посадки, парения, возможности летать вперед, назад, и из стороны в сторону — одним словом обеспечение более удобного перемещения в пространстве.

Между самым первым R-4, используемым во время Второй мировой войны и футуристическим S-97, мы собрали 12 лучших военных вертолетов США, которые поддерживают армия с неба.

UH-60 «Блэк Хок»(Черный Ястреб)

Армия начала поставлять в войска UH-60 в 1978 году. Задачей Блек Хок является транспортировка войск и тыловая поддержка. Тем не менее, он также участвовал в миссиях медицинской эвакуации, поисково-спасательных и вооруженном сопровождении. Более 2000 UH-60 Блэк Хок вертолетов находятся на вооружении армии США.

AH-64 «Apache» (Апач)

Апач на 2014 год являлся самым распространённым ударным вертолётом в мире. По состоянию на январь 2015 года, авиафлот Апачей накопил более 3,9 млн летных часов с момента его первоначальной поставки в 1984 году, согласно информации его производителя Boeing. Апач имеет четыре лопасти главного ротора и также четыре хвостового винта. «Боевое крещение» AH-64 состоялось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года.

Боинг CH-47 «Чинук»

Развитие Боинг «Чинук» началось в 1956 году. Двухвинтовый средний транспортный вертолет был доставлен на первое использование во Вьетнаме в 1962 году. И хотя уже появилось много совершенных вариантов, он еще используется в армии, и не ожидается сокращение, срок его службы до 2060 — возможно будет первым 100-летним вертолетом

Первый вылет H-34 был в 1954 году, и был приобретен армией и флотом в 1955 году. Согласно Тихоокеанскому Музею авиации, он является одним из самых узнаваемых вертолётов в военной истории. Он имел необычную форму, с двигателем позади кабины. Также назывался “Чокто”, и в основном известен за его многоцелевое использование во Вьетнаме. К сожалению, его производители решили, что будущие военные вертолеты требуют больше места, чем допускает “морской конек”.

MH-6 «Литтл Берд»

Прозвище ‘Убийственное яйцо’, главная его задача является доставка сил специального назначения над крышами или в узкое пространство. Первоначально он был разработан для разведки, но использовали его и для специальных операций и он доказал свою эффективность в бою.

Белл UH-1 «Ирокез»

Более нежно назван ‘Хьюи’, один из самых известных и массовых вертолётов в истории вертолётостроения. Серийно производится с 1960 года. Общее число вертолётов всех модификаций - более 16000 шт. Текущий вариант вертолёта, используемый в корпусе морской пехоты США - UH-1Y. Впервые он был использован во Вьетнаме, для перемещения пехоты. Администрация по борьбе с наркотиками по-прежнему использует Хьюи для антинаркотических рейдов в Афганистане.

S-61/SH-3 «Си кинг»

Си Кинг был первым вертолётом-амфибией на службе в армии. Он был использован ВМФ для обнаружения, классификации, отслеживания и уничтожения вражеских подводных лодок. Он состоит из лодки, как тела-корпуса и понтона с плавающими мешками, которые дают S-61 возможность приземлиться на воду. Хотя он уже снят с производства, он по-прежнему служит для президента США

Bell V-22 Osprey

Osprey Bell-Boeing является боевым многоцелевым вертолётом, который использует технологию конвертоплана объединенную из лучшими самолетами и вертолетами в одном вертолёте. Благодаря этой технологии V-22 взлетает и садиться как вертолет, но преобразовуется в турбовинтовый самолет в полете. ВВС использует итерацию CV-22 для специальных операций. В целом, Osprey был развернут в транспортных и эвакуационных операциях по всему Ираку, Афганистане, Ливии и Кувейте.

СН-53, произведенный Сикорским, является одновременно самым крупным и тяжелым вертолетом используемым военными. Он был использован почти три десятилетия, и имеет семь лопастей несущего винта. Морская пехота использовала их с 1980 года для тяжелой работы, так как они могут нести 13000 кг груза. Ожидается, что СН-53Е будет на службе до 2025 года.

Боинг Вертол CH-46 Си Найт

Вертол Эйркрафт произвели первый Си Найт для Морской пехоты и передали на службу в 1964 году. Вертолёт начал военную службу во Вьетнаме, где он осуществлял перевозку войск и грузов кораблей ВМФ в Китайском море. Это был средний гражданский и военно-транспортный вертолёт, используемый в Бейруте, операции Буря в пустыне, Ираке и Афганистане для нападения, транспортировки боевых войск, расходных материалов и оборудования. Уволен в 2014 году с вооружения ВМФ и 2015 году с Морской пехоты.

Bell OH-58D Kiowa Warrior

Произведен компанией Белл, Кайова применяется для разведки и непосредственной огневой поддержки наземных войск.В состав оборудования входят телевизионные и инфракрасные приборы, лазерный дальномер-целеуказатель, доплеровская радарная система и прибор ночного видения, установленный на шлеме пилота. Флот Кайова налетал 800000 боевых часов. Он должен был быть заменен на RAH-66 Comanche, который был пересмотрен в 2004 году. Как ожидается, Вертолет OH-58D спишут со службы в конце 2016 года.

Белл AH-1 «Кобра»

Первый в мире специально спроектированный боевой вертолёт, так как успешно применялся во Вьетнамской войне и других вооружённых конфликтах. Военные использовали его с 1967 года, был развернут в операции по освобождению Ирака в марте 2003 году. Вариация “Супер Кобра”имеет на вооружении и ракеты воздух-земля и воздух-воздух и также может быть оснащен неуправляемыми ракетами Hydra. В операции против армии Саддама Хусейна приняли участие все четыре вертолетные эскадрильи корпуса морской пехоты, оснащенные «Супер Кобрами».

В 1976 году планировалось поступление на вооружение нового вертолёта CH-46Е, созданного на базе вертолёта CH-46D. В иностранной печати указывалось, что он будет оснащён двигателем Т58-16 мощностью 1870 л. с, иметь максимальный взлётный вес 10600 кг и сможет взлетать с площадки, расположенной на высоте 900 м над уровнем моря, при температуре окружающего воздуха 33°С. Для этого же вертолёта к началу 1979 года намечается разработать лопасти несущего винта из стеклопластика.

К выполнению программы дальнейшей модернизации вертолёта СН-47 фирма «Боинг» приступила в конце 1976 года. На новом варианте вертолёта, получившем обозначение CH-47D, установлены (в отличие от последней модели СН-47С) упрощённая гидравлическая система и усовершенствованная система управления. Сообщается, что в результате внесения ряда конструктивных изменений повысится живучесть вертолёта, В конечном итоге специалисты фирмы предполагают снизить уязвимость вертолёта от огня противника на 36-75%. Намечено модернизировать 198 вертолётов, темп работ - три машины в месяц. По оценке командования армии США, выполнение данной программы модернизации позволит значительно улучшить боевые возможности вертолётов СН-47.

Основные расчётные тактико-технические характеристики указанных выше новых и модернизированных вертолётов приведены в таблице.

В настоящее время специалисты армии США определяют комплекс требовании к перспективному разведывательному вертолёту, создание которого намечено по программе ASH (Advanced Scout Helicopter). В частности, как сообщалось в иностранной печати, их требования к оборудованию такого вертолёта предусматривают установку комплекса электронного оборудования (общий вес которого не должен превышать 370 кг), включающего телевизионную систему обнаружения, инфракрасную систему ночного видения в передней полусфере, лазерный целеуказатель и лазерный дальномер.

По этой программе намечено закупить 700 машин. Некоторые американские специалисты считают, что поскольку одним из главных условий программы ASH является низкая стоимость вертолёта (менее 1 млн. долларов), то разработка новой машины исключена. Возможны только два варианта выполнения программы: модернизация 700 состоящих в настоящее время на вооружении лёгких разведывательных вертолётов или модернизация 400 имеющихся вертолётов воздушного наблюдения OH-6D , а также закупка 300 более совершенных вертолётов подобного класса OH-58А и переоснащение их указанным выше оборудованием.

Приведённые выше данные говорят о том, что создание новых и усовершенствование состоящих на вооружении армии США вертолётов является очередным витком гонки вооружений, которую продолжает американский империализм, несмотря на происходящие в мире позитивные изменения.

AH-1G «Hue Cobra»
Вертолеты АН-1 выполнены по одновинтовой схеме с двухлопастными (за исключением AH- 1W) несущим и рулевым винтом и имеют лыжное неубирающееся шасси. Вертолет АН-1G на 85% состоит из деталей UH- 1D. В отличие от UH-1, вертолеты серии АН-1 имеют узкий фюзеляж с почти в три раза меньшим диаметром поперечного сечения. Пилотская кабина рассчитана на двух членов экипажа, сидящих друг за другом. Усилена броневая защита вертолета и дублирована система управления. На вертолетах АН-1 отсутствует грузовой отсек, а для повышения скорости и маневренности установлено небольшое среднерасположенное крыло. В носовой части фюзеляжа всех вертолетов АН-1 находится турельная пушечная установка, а под крылом - четыре пилона под съемное вооружение. Для снижения вероятности поражения ракетами с ИК головкой самонаведения, АН-1 оснащен системой охлаждения выхлопных газов двигателей. Лопасти несущих винтов усилены и способны выдерживать попадания снарядов 23-мм калибра. Главное отличие модификаций вертолета АН-1 - это различные силовые установки, вооружение и бортовое оборудование. Потери во Вьетнаме однодвигательных вертолетов АН-1 побудили устанавливать спаренные двигатели Т400 «Туин Пак», повышающие боевую живучесть. В результате, появились модификации вертолета AH-1TJ и АН-1Т, а также АН-IW "Супер Кобра" со значительно увеличенной мощностью двигателя. Вертолет AH-IW способен зависать на высоте 915м при температуре 35оС с полным запасом топлива и 1000 кг вооружения. При одном отказавшем двигателе AH-1W может вернуться на базу и произвести безопасную посадку. На вертолете AH-1W могут быть установлены 8 ПТУР «Тоу» или 8 ПТУР «Хеллфайер». Для ведения воздушного боя вертолет AH-1W несет УР AIM-9L «Сайдвиндер» .
UH-1 «Huey»
За время своего развития общий вес, количество пассажиров и дальность полета вертолета «Хью» увеличились почти в три раза (соответственно от 3270 кг, 6 пассажиров и 274 кг на UH- 1А до 7938 кг, 18 пассажиров и 805 кг на 214ST). Ранние модели вертолетов «Хью» - однодвигательные, а более поздние (Белл 212, UH-1N, 412 и 214ST) - двухдвигательные. Двигатели размещены по схеме, впоследствии ставшей классической, т.е. горизонтально - над задней кабиной и соединены с несущим винтом через редуктор трансмиссии. Большинство модификаций вертолета UH-1 могут перевозиться на транспортных самолетах типа С-124. Все вооружение вертолетов огневой поддержки «Хью» съемное. Для его установки вертолет оборудован пятью встроенными и двумя навесными точками крепления. Встроенные точки крепления расположены с боков кабины и в носовой части фюзеляжа. Навесные узлы крепления размещены в дверных проемах задней кабины. На всех точках крепления могут быть установлены пулеметы или гранатометы.
CH-47 «Chinook»
Первый полет нового вертолета состоялся 19 декабря 1961г. В 1962 году этот вертолет был переименован в СН-47А. Вначале на нем были установлены два двигателя ГТД Т-55 мощностью 1641 кВт фирмы Лайкоминг, которые затем были заменены двигателями Т-55 мощностью 2797 кВт. Цельнометаллический фюзеляж СН-47D имеет прямоугольное сечение со скругленными углами. С каждой стороны нижней части фюзеляжа расположены обтекатели, скрывающие по три топливных бака общей емкостью 3944 литра. В грузовой кабине объемом 40,78 кубометра могут быть размещены 33 основных и 11 дополнительных сидений для десантников. Кроме того, предусмотрены узлы крепления носилок для 24 раненых. Откинутая створка грузового люка образует погрузочную рампу. Лопасти крепятся к несущим винтам посредством шарниров. Для снижения абразивного износа, носок лопасти покрыт обшивкой из титановых и никелевых сплавов. Двигатели, установленные с каждой стороны пилона заднего несущего винта, снабжены осевыми воздухозаборниками, затянутыми сетчатыми экранами.
CH-53А «Stelion»
Первый полет вертолета CH-53 состоялся 14 октября 1964г. Вертолет снабжен поплавками для посадки на воду и имеется возможность загрузки через задний грузовой люк на плаву. Лонжероны лопастей несущего винта сделаны на основе титанового сплава. Лопасти изготовлены таким образом, что могут складываться вдоль, фюзеляжа в сторону рулевого винта. Это существенно упрощает размещение вертолетов в ангарах авианесущих кораблей. ДвигательТ64-GЕ-6 выполнен со свободной турбиной, как у советских вертолетов. В состав силовой установки входит турбостартер, который приводит в действие гидравлическую систему и осуществляет запуск двигателей. Шасси убирается внутрь вертолета и имеет три стойки. Первые вертолеты серии СН-53А «Стэллион» состояли на вооружении в корпусе морской пехоты и обычно перевозили 38 десантников или 24 раненых на носилках. Модифицированный вертолет RH-53A «Си Стэллион» использовался как минный тральщик.
UH-60 «Black Halk»
Вертолет UH-60 "Блэк Хок" появился в 1974г в результате осуществления правительственной программы США UTTAS.Вертолет оснащен бронированными сидениями экипажа и пассажиров (11 десантников). Усилено крепление двигателей и главного редуктора. Стойки шасси имеют двухкамерные амортизаторы. При аварийном ударе о землю автоматически включается система пожаротушения. Имеются сигнализаторы повреждения лопастей. На входе в воздухозаборник имеется встроенный фильтр очистки воздуха от песка, пыли и посторонних предметов. Уменьшено число деталей силовой турбины, применена модульная конструкция двигателя с быстроразъемными соединениями. Вертолет UH-60 вооружен 7,62-мм пулеметом «Миниган», имеются два пилона с четырьмя точками подвески НУР, бомб или дополнительных топливных баков. Защитное вооружение включает ложные тепловые цели (ЛТП) и систему предупреждения об облучении. НН-60А «Найт Хок» - боевой и поисково-спасательный вертолет ВВС США. Он оснащен поисковым оборудованием, индикатором с движущейся картой и системой ночного видения. МН-60G «Пейв Хок» во многом аналогичен НН-60В, но отличается большим радиусом действия. Вертолет «Синк Хок» оснащен системой связи, в том числе спутниковой для командного состава армии. МН-60К - вертолет для войск специального назначения, оборудованный для полетов в сложных погодных условиях. На нем установлена система следования рельефу местности.
OH-58D "Kaiowa Warrior"
Работа над вариантом вертолета ОН-58D с вооружением, получившем название «Уорриер», была начата в 1984г. Часть вертолетов "Уорриер" была модифицирована в легкие вертолеты специального назначения для перевозки раненых, десантников или грузов на внешней подвеске. На вертолете ОН-58D установлен новый экономичный двигатель и трансмиссия с допустимой мощностью 454 кВт. Взамен полужесткого двухлопастного винта использован четырехлопастный несущий винт с упругой подвеской. Рулевой винт - двухлопастный. Благодаря новой несущей системе, вертолет ОН-58D может находиться в полете 2,5 часа и двигаться не только прямо, но и вбок и назад, а также зависать при скорости ветра до 65км/ч. Предусмотрена защита вертолета от пуль калибра 7,62 мм и уменьшение возможности поражения ракетами с инфракрасной головкой самонаведения путем ослабления теплового излучения двигателя и установки станции активных ИК -помех. Экипаж и топливные баки на ОН-58D закрыты бронещитами, выдерживающими попадания 30-мм снарядов. Для защиты лопастей несущего винта от повреждения при столкновении с проводами ЛЭП на вертолете установлен нож для их резки. Вертолет ОН-58D оснащен системой автоматической передачи данных о целях на наземный пункт обработки разведывательной информации. Время от обнаружения до передачи данных о целях составляет 6 секунд. Для навигации используются доплеровская радарная система и прибор ночного видения, установленный на шлеме пилота.
AH-64 «Apach»
AH-64 «Апач» - это армейский боевой вертолет, разработанный для огневой поддержки наземных войск и для борьбы с бронированными объектами. Вертолет способен действовать в любое время суток, а также в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях. С целью снижения вероятности поражения вертолета ракетами с инфракрасными головками самонаведения, выхлоп двигателя осуществляется через специальное устройство, рассеивающее струю и снижающее ее температуру. Лопасти несущего винта (НВ) имеют прямоугольную форму и снабжены стреловидной законцовкой, что уменьшает влияние сжимаемости на больших скоростях полета. Крепление лопастей к втулке осуществляется посредством системы упругих пластин-торсионов с эластомерными демпферами колебаний. Лопасть сохраняет работоспособность при попадании пуль калибром до 15,7 мм или мелких осколков. Применение Х-образного рулевого винта позволило уменьшить его диаметр на 50% по сравнению с обычным, и значительно снизить уровень шума. Использование неубирающихся шасси позволило упростить и облегчить конструкцию вертолета. Основным вооружением вертолета «Апач» являются ПТУР «Хеллфайер» с лазерным наведением. На турели под фюзеляжем между основными стойками шасси установлена одноствольная 30 мм пушка М230 «Чейн ган».
RAH-66 «Comanche»
RAH-66 "Команч" - это современный двухдвигательный разведывательный вертолет, способный также выполнять функции огневой поддержки. Разработка RAH-66 ведется совместно компаниями Боинг Геликоптерс и Сикорский Эйркрафт. На вертолете "Команч" установлен пятилопастной несущий винт, рулевой винт убран в кольцо. Фюзеляж вертолета изготовлен из композитных материалов и обладает низкой эффективной площадью отражения (ЭПО). Вертолет RAH-66 "Команч" оборудован съемными оружейными пилонами, электронной системой управления полетом и эргономичной кабиной. На вертолете установлены ИК-сенсоры переднего обзора и телескопические телевизионные камеры, предназначенные для ночных полетов и точной идентификации целей. Вооружение вертолета "Команч" составляют ПТУР с лазерным наведением "Хеллфайер", УР класса "воздух-воздух" "Стингер", сигнальные ракеты и 20-мм пушка "Вупкан-2".

Во всех военных конфликтах последних десятилетий очень важную роль играли вертолеты, которые используют для перевозки грузов, эвакуации раненых и нанесения ударов по противнику. Именно вертолеты сделали большую часть грязной работы во Вьетнаме, Афганистане и Персидском заливе. Особняком здесь стоят ударные вертолеты, созданные для разрушения и уничтожения. Встречайте десять лучших ударных вертолетов современности, которые расположены по лучшему соотношению скорость, огневой мощи, маневренности и электронной начинке.

10. Ми-24 (СССР)

Ми-24 один из первых в мире специализированных ударных вертолетов предназначенный для поддержки пехоты на поле боя и уничтожения бронированной техники противника. Он стал альтернативой американскому AH-1 «Кобра», правда, со своей спецификой. Помимо мощного вооружения и хорошего бронирования, Ми-24 можно использовать как транспортный вертолет для перевозки до восьми людей. Этот ветеран, производство которого началось в начале 70-годов прошлого столетия, остается в строю до сих пор, может похвастаться кучей модификаций и неплохо показал себе в многочисленных военных конфликтах.

9. Z-10 (Китай)

Z-10 первый китайский ударный вертолет, который создавался при активном участии европейских компаний Augusta & Eurocopter. Вертолет сделан по классической современной схеме с узким фюзеляжем, кокпитом в котором пилоты сидят друг за другом, а все критически важные узлы спрятаны за бронепластинами. На вооружении Z-10 стоит 30-мм пушкой, противотанковые ракетами HJ-9 или HJ-10, ракеты воздух-воздух TY-90 и неуправляемые. Его основная задача уничтожение бронированной техники, оборонительных сооружений и обеспечение превосходство над противником на поле боя.

8. AH-2 Rooivalk (ЮАР)

Южноафриканская компания Denel Aerospace Systems может похвастаться созданием и производством ударного вертолета AH-2 Rooivalk. Машина рассчитана на уничтожение живой силы, бронетехники и укреплений противника. Хотя этот вертолет был спроектирован с нуля, однако часть узлов, в том числе двигатель и ротор, были позаимствованы у вертолета Aerospatiale Puma. На сегодняшний день 12 штук AH-2 Rooivalk стоит на вооружении ВВС ЮАР.

7. AH-1W Super Cobra (США)

AH-1W Super Cobra американский двухдвигательный ударный вертолет, созданный на базе однодвигательного вертолета AH-1 Cobra, что позволило увеличить его живучесть на поле боя и грузоподъемность. Вертолет выпускался в нескольких модификациях AH-1J SeaCobra, AH-1T Improved SeaCobra и AH-1W SuperCobra. AH-1W Super Cobra основным вооружением которых стала 20-мм пушка, ракеты воздух-земля, воздух-воздух, плюс на подвесах можно закрепить контейнеры с неуправляемыми ракетами, бомбами или пушками.

6. A-129/T-129 (Италия/Турция)

Agusta A129 Mangusta (именно такое официальное название этого аппарата) стал первым ударным вертолетом, разработанным и запущенным в серийное производство в Западной Европе во второй половине 80-годов прошлого столетия итальянской компанией Agusta. Вертолет получился очень компактным, где использование броневых плит сведено до минимума, что компенсировали специальной компоновкой агрегатов, дублирование важных систем и самозатягивающихся баков/трубок. Традиционно для ударных вертолетов, пилоты расположены в кокпите друг за другом. В 2007 лицензию на его производство вертолетов получила турецкая компания Turkish Aerospace Industries, которая выпуск упрощенной версии вертолета под индексом T-129 (невозможно установить часть вооружения) принятую на вооружение турецкой армией. Вертолет вооружен тремя 20-мм пушками, управляемыми ракетами воздух-земля и воздух-воздух и блоком неуправляемых ракет.

5. AH-1Z Viper (США)

AH-1Z Viper фактически является дальнейшим развитием двухдвигательного вертолета AH-1W Super Cobra, который стал еще смертельней и опасней, принятый на вооружение морской пехоты США. Здесь используется новый композитный четырехлопастный несущий и рулевой винт, новая трансмиссия и система наведения, позволяющая эффективно вести бой в ночное время суток и при плохой видимости.

4. Ми-28Н «Ночной охотник» (Россия)

Российский ударный вертолет Ми-28Н рассчитан для использования в любое время суток и при любой погоде, призванный заменить заслуженного ветерана Ми-24. В носовой части вертолета установлена 30-мм пушка, а на четырех внешних подвесах могут быть смонтированы блоки с неуправляемыми ракетами, управляемые ракеты воздух-земля для уничтожения бронетехники или дотов противника, управляемые ракеты воздух-воздух или контейнеры с пушками.

3. Eurocopter Tiger (Франция/Германия)

Ударный вертолет Eurocopter Tiger, созданный франко-германской компанией Eurocopter, принят на вооружение Германие, Францией, Испанией и Австралией. Здесь стоит два турбовальных газотурбинных двигателя Rolls-Royce MTR390, а корпус практически полностью сделан из полимерных материалов усиленных карбоновыми и кевларовыми нитями. Члены экипажа распложены тандемом друг за другом, но при этом немного смещены в сторону, чтоб улучшить углы обзора. Eurocopter Tiger вооружен 30-мм пушкой, управляемыми ракетами воздух-земля, земля-земля и блоками неуправляемых ракет.

2. Камов Ка-50/Ка-52 (Россия)

Российский, хотя правильно назвать его советский ведь создали и довели его до ума СССР, ударный вертолет Ка-50 по-настоящему уникальная машина. Во-первых он одноместный, во-вторых имеет двойной соосный несущей винт без рулевого винта. Вертолет получился очень компактным, быстрым и юрким имеющий радиус действия 250 км и способный разогнаться до 350 км/ч. На Ка-50 установлена 30-мм пушка, а на четырех внешних подвесах могут быть закреплены управляемые ракеты воздух-земля и возду-воздух, блоки с неуправляемыми ракетами, контейнеры с пушками или бомбы. Ка-52 это двухместная модификация вертолета.

1. AH-64D Apache Long Bow (США)

Ударный вертолет AH-64D Apache Long Bow это настоящий убийца танков и бронетранспортеров готовый делать свою грязную работу днем и ночью при любой погоду. Он буквально весь напичкан электроникой, которая позволяет наносить удары издалека, оставаясь невидимым для противника. Вертолет способен одновременно нести 16 управляемых ракет воздух-земля AGM-114 Hellfire Missiles, 76 неуправляемых ракет Hydra, и это не считая 1200 30-мм снарядов к автоматический пушке. Особенно отличился AH-64D Apache во время военных компаний в Персидском заливе, став настоящим убийцей иракских танков.

Абсолютное большинство современных вертолётов построены по одновинтовой схеме. Исключения случаются настолько редко, что становятся своеобразной визитной карточкой конструкторов, а то и страны-производителя. В СССР и России таким исключением стало КБ Камова, проектирующее геликоптеры соосной схемы.

А в Соединенных Штатах “против правил” пошёл Фрэнк Пясецки – его фирму прославили вертолёты с двумя винтами, расположенными продольно. Самый известный из них – “Чинук”, эксплуатируется и поныне, непрерывно совершенствуется, и остаётся основным тяжёлым вертолётом армии США.

История появления CH-47

Создание “Чинука” – история довольно простая и краткая, без трагических эпизодов.

В 1956 армия США выразила желание заменить вертолёт CH-37 с поршневыми моторами новой машиной с газотурбинным двигателем. Позже требования расширились – «вертушка» должна была заменить грузовые H-21 и H-34, при этом имея возможность перебрасывать до 15 десантников.

Создатель геликоптера H-21 – фирма Piasecki Helicopter (к этому времени переименованная в Vertol), уже разрабатывала прототип нового вертолёта – V-107, и он военных устраивал. Но, в итоге V-107 сочли слишком лёгким для транспортных задач и слишком тяжёлым – для штурмовых.

Отныне обеспечивать тактическую мобильность предстояло будущему “Ирокезу”, а инженерам – создавать другой «летающий вагон».

V-107 всё-таки попал на вооружение ВМС США и Корпуса Морской Пехоты под названием CH-46.

Новый, более крупный и мощный вертолёт фирмы Vertol получил внутреннее обозначение V-114, и “военное” – HC-1B.

В первый полёт “модель 114” отправилась в сентябре 1961, после покупки компании фирмой Boeing. Уже в 1962 V-114 приняли на вооружение, переименовав в CH-47. А возникшая традиция называть вертолёты в честь индейских племён принесла CH-47 ещё одно имя – “Чинук”.

Описание конструкции CH-47

Вертолёт CH-47 «Чинук» построен по традиционной для аппаратов Piasecki схеме с двумя продольными несущими винтами. Схема отлично подходит транспортникам – можно получить вместительный отсек и максимально использовать его объём. Правда, за счёт усложнения конструкции и худшей маневренности.

Первые серии вертолётов CH-47 летали с турбовальными двигателями Lycoming T-55L-5 мощностью в 2200 л.с.

Позже их заменили моторами T55-L-7 (2650 л.с.), а версию 47B – T55-L-7C (мощность дошла до 2850 л.с.). Мощность силовой установки позднейших моделей «Чинука» довели до 6500 л.с, причем принадлежали эти моторы к тому же семейству Т-55.

Во всех вариантах турбины устанавливаются в хвостовой части вертолёта, по обе стороны от несущего винта. Вращающий момент винтам CH-47 передаётся через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и редукторы винтов. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки у вертолёта дублированная, допускается 330 минут работы без масла.

Трёхлопастные винты диаметром 18.3 м (у вертолёта CH-47 F) вращаются в противоположных направлениях. Прямоугольные лопасти – стеклопластиковые, носок окован титановым сплавом. Может устанавливаться противообледенительная система.

Цельнометаллический фюзеляж-полумонокок CH-47 в сечении прямоугольный, углы скруглены. Двухместная кабина экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в грузовой отсек ведёт проход. Внутри «Чинука» 33 сиденья вдоль бортов, дополнительный ряд из 11-ти сидений размещается в центре, вдоль прохода.

Санитарные вертолёты могли вместить до 24-х носилок с ранеными и двоих сопровождающих санитаров. Сдвижная дверь – с правого борта CH-47, в задней части – погрузочный люк с откидной рампой. Кабина вертолёта имеет круглые иллюминаторы, некоторые из них являются частью аварийных эвакуационных люков. Для перевозки грузов на внешней подвеске “Чинук” оборудован тремя крюками. Центральный крюк может брать массу до 11970 кг, передний и задний – по 7140 кг.

Пилоны несущих винтов CH-47 – сверху фюзеляжа.

Шесть протектированных топливных баков находятся вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости дополнительные баки (до трёх штук) с горючим помещаются в отсек для груза.

Ёмкость основных баков «Чинука» – 3900 литров, каждого дополнительного – 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолёта сделаны неубирающимися, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колёса передних стоек сдвоенные, неуправляемые. Задние колёса управляемые, одинарные.

Система управления «Чинука» оборудована гидравлическими сервоприводами.


От главного редуктора приводятся два генератора переменного тока, питающие две автономные цепи электросистемы. Предусмотрена вспомогательная силовая установка – газовая турбина Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью – 80, а на CH-47B/C Chinook – 90 л.с.

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.

Впечатляющим арсеналом обладал штурмовик ACH-47 (Armed CH-47).

Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт - в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) - курсовые.

Модификации вертолёта CH-47

Грузовые варианты “Чинука”, от CH-47 A до F, отличались друг от друга установкой более мощных моторов, повышением грузоподъёмности, совершенствованием электроники. У вертолётов серии F, кроме того, фюзеляж новой конструкции, упрощающий обслуживание.


Модификация MH-47D должна обеспечивать действия спецвойск. 12 штук получил 160-й авиаполк специального назначения. Их оснастили системой дозаправки в воздухе и устройством для спуска десанта на тросах.

Следующая серия, E, имела увеличенную дальность полёта, новую авионику. Построили 26 единиц. В середине 90-х Королевские ВВС заказали свой вариант “Чинука” для спецопераций – Chinook HC3. Собрано было восемь таких вертолётов, но из-за проблем с авионикой их переделали в транспортные.

Новейшая «вертушка» спецназа – MH-47G, имеет улучшенное электронное оборудование и элементы конструкции от CH-47 F.

Удовлетворяя нужды японских сил самообороны, по лицензии производили модель CH-47 J с другими двигателями и авионикой.

Гражданские «Чинуки» обозначили индексом “модель 234”. Имелись три варианта: пассажирский, транспортный, грузопассажирский. Пассажирские CH-47 могли перевозить 44 пассажира, сиденья внутри устанавливались в четыре ряда.

“Цивильное” исполнение «Чинуков» серии D стало называться “модель 414”.


В 1965-ом четыре “Чинука” переоборудовали в тяжёлые ударные вертолёты ACH-47. Три таких штурмовика, мощно вооружённых и защищённых бронёй, направили во Вьетнам - проходить войсковые испытания, но логистические трудности застопорили программу. Воевавшие вертолёты были потеряны в бою, а единственный сохранившийся по сей день используется, как учебный.

Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов

В таблице приведены основные данные “Чинука”, сравнивая его с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Малосерийные и опытные вертолёты не учитываются.

Параметр CH-47 E CH-53 D Ми-6 SA.321 SuperFrelon
Длина фюзеляжа, мм 1554 20470 33160 19400
Высота, мм 5770 5220 9160 6660
Диаметр основного винта, мм 18590 22020 35000 18900
Длина грузового отсека, мм 9200 9140 12000 7000
Ширина грузового отсека, мм 2290 1980 2500 1830
Высота грузового отсека, мм 1980 2290 2650 1900
Максимальная скорость, км/ч 298 307 340 249
Вес груза в кабине, кг 8164 13608 12000 6700
Вес груза на подвесе, кг 10341 9072 8000 5000
Дальность полета, км 2026 1641 1450 1020
Потолок, м 3215 2195 2250 2170
Пассажировместимость до 55 до 55 до 90 до 37
Вооружение 3 x 7.62мм пулемёта 2 х 12.7мм пулемёта 1 х 12.7мм пулемёт 1 х 20мм пушка

Главным конкурентом “Чинука” стал его же соотечественник – вертолёт конструкции Сикорского CH-53. Когда морская пехота ощутила потребность в тяжёлых геликоптерах, именно CH-53 вышел победителем объявленного конкурса. А флот применял эти вертолёты, как противолодочные.


Французский вертолёт SuperFrelon (Сверх-шершень), не уступая CH-47, оказался мало востребован, применялся, прежде всего, флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор “Шершня” вооружёнными силами ЮАР вообще объясняется просто. Франция не была членом НАТО, а потому могла продавать южноафриканцам военную технику.

Советский Союз прямые аналоги “Чинука” (вертолёты продольной схемы) строил, но широкого распространения они не получили.

Единственный представитель - Як-28, поставил два мировых рекорда, за весь срок эксплуатации не произошло ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным - пятьдесят) - это кроха на фоне тысячи с лишним CH-47.

Зато массовым стал . Он обладал впечатляющими характеристиками, поставил 16 мировых рекордов, но проиграл CH-47 в долговечности и распространён был не столь широко. И в бою «Hook» (НАТОвское обозначение Ми-6) применялся ограниченно.


Само по себе это ни о чём не говорит, но на фоне впечатляющих заслуг «Чинука» преимуществом не выглядит. Потомок «Крюка» – гигант Ми-26, вместимостью и грузоподъёмностью превзошёл CH-47 настолько, что его даже можно считать представителем уже другого класса.

Боевое применение «Чинука»

Когда началась война во Вьетнаме, “Чинуки” сразу же попали туда, как часть 1-ой «кавалерийской» (аэромобильной) дивизии. Вертолёты возили солдат, вытаскивали повреждённую технику, перебрасывали бронетранспортёры и лёгкие танки, доставляли артиллерийские орудия на недоступные иным способом позиции.

Другими словами – перевозили всё, что только могли поднять. Применяли CH-47 как импровизированные бомбардировщики, сбрасывающие слезоточивые или зажигательные бомбы из хвостового люка.

В 70е годы, США поставляли двухвинтовые вертолёты Ирану.

После свержения шаха поставки “Чинуков” прекратились, а американским CH-47 пришлось поучаствовать в ирано-иракской войне. В 1982 году иранские «Чинуки» сыграли ключевую роль в операции “Фатхоль-Мобин”, высадив солдат в иракском тылу.

Ливия в 1976 году приобрела 24 «Чинука» итальянской сборки. Они ограниченно применялись во время войны с Чадом, а к 2002 большинство ливийских CH-47 продали, в следствии невозможности поддерживать их рабочее состояние.


На Фолклендах “Чинукам” пришлось повоевать с обеих сторон. Аргентинцы использовали четыре вертолёта – один британцы уничтожили на земле, а другой – захватили. Три британских CH-47 погибли вместе с контейнеровозом “Атлантик Конвейер”, а четвёртый прославился, перевезя, в общей сложности, 1500 бойцов, 95 раненых, 650 военнопленных и 550 тонн груза.

Применялись и продолжают применяться “Чинуки” в Ираке и Афганистане.

Задачами заслуженного вертолёта остаются переброска войск, эвакуация повреждённой лёгкой техники, снабжение отдалённых блокпостов.

Разное о CH-47

Уже упоминавшийся британский “Чинук“ с позывным Bravo November, задействованный на Фолклендах, знаменит не только объёмом перевезённого груза. Вместе с кораблём “Атлантик Конвейер” были утрачены не только прочие тяжёлые вертолёты, но и все запасные части для CH-47 вместе с инструментами.


В ходе одного вылета BravoNovember «благодаря» неисправности альтиметра и плохой видимости ударился о воду при скорости 175 км/ч. Экипаж сохранил контроль над машиной и вернулся на базу, а повреждения сочли незначительными.

Спустя 20 лет старый «Чинук» (заказанный ещё в 1978) отличился в Ираке, доставляя на поле боя бойцов Королевской Морской Пехоты, а в 2006, в Афганистане, эвакуировал раненых солдат из-под огня талибов. Четверо из пилотов, летавших на Bravo November были удостоены креста «За выдающиеся лётные заслуги».

Один американский “Чинук” участвовал в не столь героической, но не менее интересной истории. В 1988 ливийские силы бросили в пустыне ударный вертолёт Ми-24. Чтобы завладеть образцом техники противника, CH-47 вывез его ночью, во время песчаной бури. Операция окончилась удачно.

Заключение

Предшественники “Чинука” - ветераны Кореи, устарели и вышли из эксплуатации довольно быстро. А вот CH-47 оказался представителем образцов техники, которой была уготована очень долгая жизнь. Новейший и лучший, в начале шестидесятых годов прошлого века, он по сей день, спустя 50 лет, эксплуатируется и производится.

Вертолёт не поставил мировых рекордов, не превосходил параметры конкурентов – и всё равно многие страны выбрали именно его.

Эту популярность нельзя приписать американскому влиянию – американский же CH-53 распространён гораздо меньше.

Качества “Чинуков” доказала и их богатая (для грузовой, даже не универсальной модели) боевая карьера. А то, что опыт создания “Чинука” не позволил разработать новые машины, объясняется просто – замена старому СH-47 пока не требуется.

Видео

 


Читайте:



Бизнес-идея: няня на час

Бизнес-идея: няня на час

Агентство по подбору персонала: 7 шагов по организации бизнеса. Оформление документов + расчет затрат + 2 этапа создания базы работников + 2 метода...

Как открыть свой киоск, какие товары лучше продавать в ларьке

Как открыть свой киоск, какие товары лучше продавать в ларьке

Александр Капцов Время на чтение: 4 минутыА А Просчитывая варианты, какой бизнес лучше начинать с нуля, многие приходят к одному решению – открыть...

Как привлечь оптовых клиентов?

Как привлечь оптовых клиентов?

Для того чтобы разобраться с тем, как привлечь оптовых покупателей, необходимо вспомнить, что оптовые продажи - это продажи В2В, товар переходит от...

Как продать промышленное оборудование - Маркетинг - Заработок в Интернет - Каталог статей - Зарабатывай легко!

Как продать промышленное оборудование - Маркетинг - Заработок в Интернет - Каталог статей - Зарабатывай легко!

Генератор Продаж Время чтения: 18 минут Отправим материал вам на: Если для успешной продажи обычного товара достаточно использовать...

feed-image RSS